Отвечаем на запросы времени - Нужно учить быть инициативным и настойчивым...

Исследователь и экспериментатор, создатель 3D-моделей и игрок Высшей лиги КВН, участник олимпиадного движения и конкурсов научно-технического творчества, экоактивист и искусный оратор, участник Лиги капитанов и начинающий актер - таким образом можно сказать о каждом из учащихся московской школы №1621.

Юлия Ясинская.

По прогнозам аналитиков, самыми востребованными компетенциями на ближайшие годы станут умение решать сложные задачи, критически мыслить, быть креативным, управлять людьми, взаимодействовать, обладать здоровым эмоциональным интеллектом. Такие навыки нужны не только для успешной реализации личности, но и для развития самого общества. Это хорошо осознают педагоги школы.
Как учесть многообразие требований к школе, также известной под названием «Лаудер Эц Хаим», предъявляемых родителями, представителями научного и бизнес-сообществ и образовательной политикой государства. В итоге был сформирован комплексный и разносторонний подход, который реализуется на протяжении нескольких лет, и уже сегодня можно говорить о первых результатах.

Каждому ученику - своя цель
Учебный процесс в школе Лаудер Эц Хаим организован с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дети движутся в рамках заданного вектора в удобном темпе, успешно реализуя свои потенциальные возможности. Для детей создаются учебные и внеучебные условия, поощряющие вдумчивый подход к решению задач различной сложности, которые начинаются с вопросов «почему?», «для чего?». Решая подобные задачи, дети учатся мыслить критически, не боятся ошибок и смотрят на них как на часть работы, как на компасную стрелку. Ребят учат проактивности: как действовать в соответствии с общепринятыми социальными нормами, решать конфликты в духе «выиграл - выиграл», не поступаясь при этом своими внутренними убеждениями, как не быть объектами воздействия и самим выбирать способы эффективного реагирования на обстоятельства.
На индивидуальных встречах, которые проходят с каждым учеником два раза в месяц, учителя ставят своим подопечным персональные цели по учебным предметам, а также помогают расставить приоритеты для достижения самых разнообразных мечтаний ребят. Для того чтобы такие встречи были эффективными, педагоги и классные руководители прошли обучение по базовым навыкам коучинга - подхода, во главу угла которого ставится поиск ответов на вопросы, на основе которых ребенок принимает свои собственные решения. Этот пилотный проект, запущенный менее 10 месяцев назад, привел к формированию более осознанного и ответственного отношения детей к учебе. Судить об этом позволяет статистика. В прошлом году 143 ученика школы приняли участие в конкурсах и проектных конференциях различных уровней. Из них 80 стали победителями и призерами. Победа на Всероссийской и Московской олимпиадах школьников стала сегодня для ребят одной из ведущих целей, для достижения которой многие работают над личным проектом при поддержке как педагогов школы, так и Ассоциации победителей олимпиад. То, как упорно ребята движутся к цели, и те пока небольшие, но победы можно считать одним из главных показателей успешности существующей образовательной системы в школе.

Практика
реальных дел
В одном из предыдущих номеров «Учительская газета-Москва» писала о преподавании в Лаудер Эц Хаим таких дисциплин, как инженерия, робототехника, экспериментирование и программирование (статья «Убегающий будильник», 26 июля 2016 г.). На этих занятиях ученикам предлагают детально разрабатывать поставленные задачи и завершать работу достижением осязаемых результатов. Школьники не только обучаются работе с микроконтроллерами, программированию и кодированию на стыке естественных наук, но и приобретают навыки, которые важны для современного бизнеса. Это планирование и целеполагание, принятие решений, разрешение конфликтов, работа в команде, управление временем и самоанализ.
Те же умения развиваются с помощью практики реальных дел. Школа №1621 не раз участвовала в социально значимых проектах. Среди них, например, экологическая акция в Москве «Разделяй отходы» и благотворительная акция «Подари радость», в рамках которой ребята собирали подарки для больных раком детей.
Еще один пример практики реальных дел - Лига капитанов, своего рода школьный актив. О том, на каком уровне находятся организационные способности ребят, входящих в эту группу, говорит свежий пример. В декабре 2016 г. в рамках взаимодействия ученических самоуправлений школ ЦАО лига пригласила делегацию старшеклассников из 11 школ Центрального округа Москвы. Ученики взяли на себя решение всех координационных моментов, сами встретили гостей и провели экскурсию. Посетителей настолько увлекло общение, что встречу просили повторить.

Общее творческое дело
Традицией школы Лаудер Эц Хаим стал проект «Общее творческое дело». Ученикам предлагают собрать группу единомышленников и взять в разработку одну тему. Например, «Ответственность» или «Результативность». По истечении месяца школьники представляют итоги своей работы: видеоролики, фотоотчеты, статьи, обсуждают проекты друг друга, участвуют в экспромтах.
В начальной школе проводятся дни лидерства, во время которых ученикам предоставляют свободу организации времени и пространства. Они планируют распорядок дня, готовят групповые и индивидуальные выступления, где каждый может проявить себя: прочитать стихотворение, сыграть на музыкальном инструменте, подготовить презентацию или, например, продемонстрировать объект, созданный на 3D-принтере.
Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция «Наши возможности, наши победы». Ученики серьезно готовятся к ней: составляют подробный план работы, подбирают источники информации, проводят опыты, делают вычисления и технико-экономическое обоснование своих проектов - в каких областях их можно реализовать, как они могут быть полезны обществу, насколько эффективны. Участники конференции, достигшие высоких результатов, получают награды.
Уже несколько лет в школе проходит общешкольный конкурс публичных выступлений. Дети развивают ораторские способности, а также навыки взаимодействия с аудиторией, контроля эмоций и наставничества - ученики часто выступают в качестве менторов для своих одноклассников, у которых есть страх перед публикой. Жюри оценивает выступления по целому ряду критериев, которые носят интересную культурно-философскую направленность.
В творческой студии «Иланит» учащиеся посещают уроки актерского мастерства, сценической речи и пластики. Все без исключения постановки, созданные здесь, побеждали в престижных городских конкурсах, а команда КВН «Клевер» вошла в Высшую лигу школьных команд КВН.

Высокоэффективные люди будущего
Все программы и проекты, которые реализуются в Лаудер Эц Хаим, направлены на развитие навыков высокоэффективных людей. Педагоги убеждены, обладать базой разносторонних знаний необходимо, но, к сожалению, этого мало для успешной реализации в современном обществе. Именно школа должна научить детей, как быть инициативными и деятельными, как подавлять конфликты и принимать решения, как адекватно воспринимать критику и настойчиво двигаться к цели. Именно в школе дети должны обрести психологическую устойчивость к переменам, чтобы, став взрослыми, они смогли применить самый главный навык - быть способными к обучению в течение всей жизни, для того чтобы быть успешными и полезными миру в этом полном загадок XXI веке.

Юлия ЯСИНСКАЯ, директор школы №1621

Ссылка на материал.